58 «Все равно». Выставка работ В. В. Кандинского. Радуюсь за человечество, где рождаются, живут (важно, что по-своему!) и оставляют нам свой пример такие люди. Вдвойне хорошо, что первая фраза такая многозначная: ее трактовка иллюстрирует сколько людей выбирают для себя то или иное оправдание. И еще. Формула Маркса: «Бытие определяет сознание» (не путаю?) действительна не для всех. Но определяет и станется определяющей для многих на долгие-долгие поколения. И что? Ничего, в смысле, что ничего с этим не поделаешь, а твое собственное положение и принадлежность могут в одночасье измениться. Это тоже радует. С одной поправкой. Думается, что есть внутреннее бытие (или предпосылки?), которое может не совпадать с внешними условиями и только тогда, при каких-то обстоятельствах, они могут поменяться местами. Подумать.

55.Круглый стол на Симпозиуме. Одна личная просьба (Черных, если не ошибаюсь. Будет, думаю, исполнена.). Полезное сообщение делегата из Татарстана Мустафаева и потенциально интересная информация Беккуловой. Путаница в терминах «ремесленник», «народный художественный промысел». Мое сообщение, как камешек брошенный в пространство, — я это сделал(!).
56. Работа со слепоглухими. Цель: найти возможные пути вовлечения в общее поле культуры. Может ли эта группа что-то дать другим свое или только получать какой-то доступ к знакомству с предметами и явлениями внешнего мира? Последнее — предварительное, но все же не обязательное условие. Главным фактором остается понимание изначального родства с другими. Здесь надо разбираться.
Коммуникация – обмен. Войти в процесс обмена, это одно. Другое – его поддерживать. Я получил какую-то значимую для меня информацию и, предположим, она нашла отклик в собственном опыте, ожиданиях. В диалоге я могу найти ей место, дополнив, — и тем изменив свою конструкцию «Я-Мир». Или сохранить «до востребования». (Вспомнить рассуждения Е. А. Маковецкого). Произошла коммуникация? Нет, скорее состоялся диалог учителя с учеником. Некая система подготовки. Чтобы она стала фактом жизни, мне нужно предложить свое прочтение. Следующий сеанс коммуникации будет возможен, если обе стороны подойдут к нему с новыми вопросами и аргументами. И так далее. Значит. 1. Пополнение знаний в совокупности с включением их в единую картину. При этом надо учитывать, что картина уже частично написана, начата в разных местах. (Филонов, подход-то верный). Из начатого лишь часть составляет безусловную ценность, способную объединить сходное; другие части могут быть случайны и будут заново перезаписаны, когда вступят в противоречие с общим замыслом (Декарт). Существующим по факту рождения автора, но им самим еще не вполне осознаваемым. 2.Тогда коммуникация, как инструмент (и наслаждение), как способ создать новую краску, как чтобы обратить внимание на другую точку… (Обдумать).

«МЕСТО РЕМЕСЛЕННИКА В СОЦИУМЕ»
(на примере профессии гончара)

Тезисы заявленного и не утвержденного доклада на Международном Симпозиуме ремесленников.

Место профессии в круге современных занятий. Характеристика профессии: знания, умения.
Гончарный круг: некоторые особенности работы.
О профессиональном сообществе: состав, преемственность в передаче профессиональных навыков, бытование, Области применения профессии: ремесло, досуг, образование.
Перспективные направления: виды самозанятости, медико-психологические направления (развитие физиологии движений, зрительно-осязательной коммуникации), работа в группах с ограниченными возможностями.
Предложения: меры по организации профессионального сообщества, способы повышения квалификации, организация работы со школьно-дошкольными учреждениями города и области, постановка работы в группах с ограниченными возможностями, меры по расширению географии гончарного дела.

Продолжительность доклада 10-15 минут.
(фото- и видеоматериалы)
Народный мастер РФ, гончар А. К. Беренсен

51.Народная традиция: нужна точная формулировка, учитывающая социально-экономические условия. Признаки: потребность, динамику изменений в зависимости от рынка, уклад ремесла(технология, комплектование мастерской, вкусы потребителей в данной конкретной местности).
Дискуссионный вопрос названия профессии. Керамист и гончар: принципиальная разница.
Пересмотреть список центров, существовавших естественно (до революции) и организованных во второй половине XX века.
Хранители традиций пусть остаются хранителями. Статус: при ближайших краеведческих музеях, в тех же технологиях. Это прошлое, достойное внимания, но уже прошлое.
Гончары-ремесленники. Отдельная узкая группа, использующая современное оборудование, но изготавливающая утилитарные вещи преимущественно на гончарном круге, без использования литья.
Гончары, занятые в культурных программах. Работники центров творчества и т.п. учреждениях.
Производственные центры, использующие, в том числе и гончарный круг, имеющие административную надстройку.
Использование сырья: отдельная проблема. Специализированные частные организации. Ценообразование должно быть установлено строго по себестоимости плюс фиксированная прибыль, плюс строгий учет. Карьер должен быть отделен от производителей массы. Производительность карьера должна строго учитываться.
Бесплатное сертифицирование гончарной продукции по типу существующей.
Государственная Программа по изучению традиций по типу краткосрочных курсов. В музеях соответствующего профиля. Бесплатная для гончаров, зарегистрированных в качестве предпринимателей, и за доступную плату всем желающим.
Государственная Программа по обучению, платная. В центрах, имеющих квалифицированных преподавателей без постоянной должности (по мере укомплектования групп) и обоснованную методику, с возможностью получения гранта для заведения собственного дела.
Организация общественных мастерских, где можно арендовать оборудование от 1 часа до нескольких дней, приобрести расходные материалы, оборудовать места временного хранения своих изделий, провести обжиг.

46.Рене Магритт. С удовольствием посидели между репродукциями работ под расслабляющую музыку. Интересно собственное восприятие и восприятие людей, о которых я что-либо знаю и поэтому могу попытаться понять их впечатление. Свое таково: репродукция, конечно, обманывает, поэтому сужу о виденном. Магритт не колорист, — главное, – это концепция, подход, угол взгляда. Ощущается как некий фон. Присутствующий в жизни и у меня, как и другие его ощущают, но редко когда выступающий главным событием. Его работы — это майя. А он сам? Повтор, повтор, повтор… Но, настойчивый. Для денег? Глядя на его котелок, думаю, что это такая выбранная (и востребованная,- почему? – понятно) форма оправдания. Спокойно дожить. Видимо, он знал похожую на нашу пословицу: «Лучшее – враг хорошего». В этом его отличие от Дали, в душе которого все же что-то кипело. Магритт-художник состоялся, спасибо ему. Что-то я получил, что-то изменилось. А Магритт-человек? Может быть он вышел за нарисованную им дверь, вежливо оставив ее приоткрытой.

45. Задача: найти профессиональное занятие для СВЛ (слабовидящих). Можно ли решить ее так, как сформулировано? Нет. Профессионально они всегда будут проигрывать в конкуренции с нормально-зрячими. Создать новую? Теоретически возможно. Новая предполагает неизвестный, но востребованный продукт (мечта коммерсанта). Кому и для чего?
Надо по-другому подойти. Есть ли уверенность, что СЛВ составляют часть общества? Формально, — да. По факту — отстающие. Существует ли своя субкультура и каково ее содержание кроме внутренней коммуникации? Традиции? Стержневые опоры? Ее образование (СВЛ): туда «сваливаются» внезапно (первыми – родители). Только бы выбраться! Опять хоть как-то вернуться! Да, потому что там – пустота, ограничения. Вместе с тем это устойчивая исторически общность (несколько десятков, сотен тысяч у нас только?). Но всегда один. Скорее покинуть, вновь приспособиться к большинству, хотя бы сбоку: там все, там ЖИЗНЬ. И образование на это нацелено (правильно ли?). Коррекция. Адаптация. Но всегда недостаточная. Изнутри и снаружи цель одна – выбраться и помочь. Беда, горе. А если честно признать — опыт лягушки здесь не поможет, увы. Значит поражение навсегда?
Конечно мы все, — и это правильно и имеет основания, — надеемся на чудо. (Отдельная тема, — как понимать чудо, как научиться учитывать его существование рядом. Как понимать что чудо – это открытие в новом, незапланированном направлении). И поэтому в начале должно быть совершено действие навстречу, поворот.
К началу. Итак, СВЛ не определились как общность (здесь важно самоопределение в самобытии, не организация), не создали своей культуры (опять отдельная тема). Культура человечества воспринимает СВЛ как сопутствующую нагрузку, неизбежный сбой. Мечта: чтобы этого не было. Понимание, что этого не избежать. Технологическое решение может (наверное будет найдено) сократить масштаб. Не уверен, что человечеству это поможет, но чего-то оно и лишится.
Что сначала? 1)Понять самоощущение, границы, наполнение, ожидания, ресурсы (или только надежда на помощь извне?). Опросник? По группам: каким? Родители, возрастные группы. 2)кому это исследование может быть интересно. 3)Кто в состоянии создать условия для этой и последующей работ при том, что инвестиции в рублях дают дивиденды в других ценностях.
Ресурсы можно оценить: тело, его возможности. Голова, как интерпретатор этих возможностей. Тут нечего стесняться предстать объектом исследования, мы все принадлежим к той или иной общности и заинтересованы в «узнавании» своего места. При том, что не собираемся оставаться там (продолжение отдельно). Почему я этим занимаюсь? От избытка. Побочный результат моего профессионального опыта показывает, что ресурс осязания во-первых имеется; во-вторых, не используется; в третьих, не осознаются положительные сопутствующие эффекты. В четверых, этот опыт созидателен (единственный непосредственно «овеществляемый». В том смысле, что имеет самую короткую цепочку от восприятия к воплощению: рука. Наконец, в пятых, использование этой способности включает не только горизонтальный уровень коммуникации (всегда исчерпаемый) но, — главное, — содействует его смещению (можно ли назвать блужданием? — нет, какое-то целеполагание здесь присутствует) по вертикали (узнавание — вниз, и открытие — вверх). Чтобы реализовать найденное (а в какой-то части наверное и известное: значит обобщить, включить) в определенную форму, -не адаптации, а сосуществования (отец и сын, не точно, другая аналогия), — нужна целенаправленная комплексная работа. Кстати, а что такое энтузиазм? Мне почему-то не хотелось бы так объяснять свои действия. А тогда что? Вспоминаю В. В. Бибихина, соответствие себя миру. Где-то тут я пытаюсь решать сам себе заданную задачу.

44. Человек как вид – топчет свою дорогу (куда – варианты). Человек как единица (вспомним значение единицы) сам по себе – точка, вспомним тот самый «тетралог». Обязательно ли, лучше, выгоднее – держаться центра? Как это у корабелов – фарватера. А с удочкой на бережку худо? С корабля можно сойти, только это выйдет пародия на рыбака. «Рыбак рыбака видит издалека» — как любая народная поговорка имеет много смыслов. Главный, по-моему, то, что знаток — знатока. Знатоком не сделаешься вдруг, надо учиться. Есть чему учиться и у слепых. Знаю, что слово «слепые» будто бы обижает. Это общество обижает, считая их ущербными, не замечая их достоинств, «дотягивая» их до своего «уровня» — уровня среднего потребителя.

43.Способности к диалогу. Что нового может сообщить слепой зрячему? Препятствия. Слепой всегда на стороже, граница тела уязвима, можно только ожидать. Пожелания некоторых философов расстаться со зрением, чтобы сосредоточиться на собственной кладовой. Жесткая граница, за которой все прекрасное. Ощущение неполноценности, отделенности. Жители островов ущемлены? Обучение – обязательно обучение контакту, всегда неполноценному? Почему не развитие собственного мира? У слепых есть преимущества: почему сразу пытаться понять другое? Собственная культура, почему ее нет? Почему мир (человек обыкновенный) пытается познать, чтобы присоединить, измениться, а другой мир воспитывается с убеждением, что только внешнее, — причастность, — и есть настоящая жизнь?

42.Середина. Мы всегда в середине. При нас доживает старое, не дочитанное, не доузнанное, уже вчерашнее, которое так сильно заслонило позавчерашнее, что дольше почти ничего не воспринимается. Появляется что-то новое, сегодняшнее, современное. Успеть, узнать, соответствовать! И так далее, и вот уже современным становится сиюминутное. Радует только одно, что это происходит при мне. И если захочу… А вот и нет! Это значит, придется задуматься, а стоит ли и для чего? Ведь только потом узнается, да и то, как сказать, да и понравится ли, а время-то пройдет уже! Золотое время хищника и жертвы, ленивца и попугая. Прекрасная безответственная пора. Это говорит во мне какой-то умник. А я? Слушатель? Транслятор? И всего-то? Нет, конечно! Есть другое слово – «потребитель». Мелким шрифтом не гордо выглядит, надо «ПОТРЕБИТЕЛЬ».

«+» Так, с исчезающими в пространстве линиями, упрощенно выглядит модель. Кто это сказал ( Шопенгауер?): «У входа в мир на страже стоит Бог Ограничения, ограничение – плата за вход». Почти всякий человек – художник, когда, ощущая себя местом пересечения возможных контактов с миром, полагает, что сам является точкой исхождения. А почему нет? Хочу, так и будет. Надо только внимательно отнестись к содержанию этого «хочу». Выделить из своего бытия событие.
В. И. Смирнов в своей работе «О коммуникативной сущности искусства», обращаясь к «тетралогу» обращает внимание на четыре ответственности:
«1.когда мы говорим, мы сквозь тысячелетия вступаем в контакт с зарей человечества, ибо пытаемся употреблять подлинные слова.
2.мы стремимся как бы завершить их эволюцию, ибо создаем из наследия веков ответственные и, следовательно, новые комбинации.
3.мы выражаем внутренние интенции и эмоции, тем самым завершая их, т. е. освобождаясь от них.
4. мы регистрируем внешние процессы, которые затрагивают наши органы чувств, и не успокаиваемся до тех пор, пока наши ощущения не прояснятся с помощью научного языка».
Вопрос о публике, ее роли остается. Точного ответа наверное быть не может. Ведь нужно учесть позицию художника и много еще чего.

41. Во-первых: вызывает сомнения акцент на взаимоотношения художника и публики. Это называется коммуникация. Важно? Для меня, как «понимателя», да. Мне важно, что я могу познакомиться с произведением. Художнику важно предъявить его мне. Но это половина дела. Мне, как потребителю, необходим этот контакт только для своей внутренней работы так, как я ее понимаю. Собственно личность художника здесь отступает на второй план. При этом я буду помнить (не всегда, увы!), от кого получил значимое для меня впечатление. И роль автора будет так же велика, как другой дар природы: свернувшийся осенний лист, например, который я приметил у ворот мастерской еще весной и здоровался с ним каждый день. Что-то произошло и с художником. Что? Насколько важно была ему именно моя реакция? (Учитывая, — о художниках речь, — содержание книги отзывов, где отмечаются знаем кто, но не равнодушные). Вообще, признание, его польза или вред для обеих сторон – это отдельная интереснейшая проблема. Но, сама по себе коммуникация, как особая составляющая процесса познания интересна мне чрезвычайно. В силу прежде всего ее ценности для меня самого. А кто я в этом случае? «Я»? Нет. Я всегда ощущаю принадлежность к некой группе, неизвестному числу людей со схожим аппаратом восприятия. Даже не пытаюсь анализировать механизм этой причастности, но, почему-то, знаю о ее существовании. В этом смысле моя работа приносит пользу и этим людям, а их – мне. При том, что пути наши могут не пересекаться и само физическое присутствие в одном времени не является препятствием, наоборот, — скорее воодушевляет. Замечательное явление! У меня есть предположения, почему так происходит.