62. Предложения для включения в резолюцию по итогам прошедшего Симпозиума.
2.Описание проблемы, на решение которой направлено предложение
В настоящее время профессия гончара востребована как в традиционном ее виде, — производителя утилитарных изделий, — так и в культурно-просветительской и образовательной сферах. Добавляются новые направления: прежде всего это область досуга и, как компонент, в психолого-медицинских практиках. Есть успешные попытки использования профессии в реабилитационных целях, в том числе и с имеющими ограничения по зрению людьми. В последних случаях положительный эффект достигается за счет приобретаемых, при работе с глиной на гончарном круге, навыках по управлению телесными движениями, а также развитию моторики ладони. Центральное место в профессии занимает работа на гончарном круге. Проведенный опрос гончаров в августе 2016г. «Международном Фестивале гончаров» в г. Скопин, а также беседы с гончарами в предшествующие годы, показали, что все без исключения мастера обучались работе на гончарном круге самостоятельно по книгам или, в лучшем случае, смотрели за работой гончаров и пользовались их советами. Впоследствии для полноценного овладения профессией гончару требовалось, по опросам, еще 5 — 7 лет самостоятельной работы. За все годы, включая советский период, единой методики преподавания не создано. Это обстоятельство является главным препятствием на пути приобретения профессии гончара. Вместе с тем наработки в методике преподавания существуют. Занимающиеся обучением мастера, каждый по-своему, находят свои решения. Давно назрела необходимость присмотреться к этому опыту, чтобы облегчить вхождение в профессию.
3. Предложение Министерству культуры.
Объявить конкурс на лучшую методику обучения работе на гончарном круге. Каждому изъявившему желание мастеру предлагается за определенное количество занятий провести обучение группы случайным образом подобранных учеников. Экспертная комиссия оценит результаты испытания и получит возможность создать эффективную доступную методику обучения.
Создать временные Курсы переподготовки, где мастера (по направлениям регионов) пройдут соответствующее обучение, получив квалификацию преподавателя.
При помощи региональных Комитетов по культуре эти мастера у себя на местах организуют открытые мастерские по обучению профессии в целом для желающих открыть собственное дело или использовать полученные знания иным способом.
Разработать систему ознакомления мастеров (профессионалов бесплатно, любителей за доступную плату) с историей и традициями гончарного ремесла.
Провести работу по созданию профессионального сообщества.
Создать в местах, имеющих соответствующую историю, открытые традиционные мастерские, где будет реконструирован весь подлинный технологический процесс от подготовки глины ногами, до обжига в горнах.
4. Основные целевые группы, которые заинтересованы в реализации предложения.
1.Мастера, заинтересованные в создании/легализации своего бизнеса.
2. Организации, желающие получить специалиста для своих целей (Дома творчества, психологические консультации, медицинские реабилитационные учреждения, образовательные учреждения).